«КАК СВЯТОЙ СТЕФАН ПОРУБИЛ "ПРОКУДЛИВУЮ БЕРЕЗУ"»: О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В. В. РОЗАНОВЫМ ФАКТОВ ТРАДИЦИОННОЙ (ФОЛЬКЛОРНОЙ) КУЛЬТУРЫ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
традиционная (фольклорная) культура, стилевая доминанта, фольклорная стилизация
Автор
Е.П. КАРТАШОВА
Сведения об авторе
ЕЛЕНА ПАВЛОВНА КАРТАШОВА
https://orcid.org/0000-0001-9393-9436
Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка, литературы и журналистики Марийского государственного университета:
Российская Федерация, Республика Марий Эл, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1;
тел.: +7 (8362) 68-80-02; e-mail: elena.karta77@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
10.26158/TK.2019.20.5.014
Аннотация

Статья посвящена анализу литературно-философской работы В.В. Розанова «Как святой Стефан порубил прокудливую березу» в контексте традиционной (фольклорной) культуры. Актуальность и научная новизна представленной работы обеспечивается следующими положениями: выявлением основополагающих факторов, позволяющих рассматривать литературно-философское творчество В. В. Розанова в контексте традиционной (фольклорной) культуры: 1) наличие у В. В. Розанова главной темы его философских рефлексий — противопоставление язычества и христианства в мировой и отечественной истории; 2) обусловленность философских рефлексий В. В. Розанова индивидуально-авторским стилем изложения, возможность постижения философско-религиозных основ мироустройства через стиль. Цель данной работы состоит в анализе и описании приемов реализации основных стилевых доминант, способных эксплицировать содержательную языческо-христианскую «монотему» В. В. Розанова, одной из которых является научно-художественный «панметафоризм», афористичность, фольклорная стилизация. Приведенные наблюдения анализируются и иллюстрируются примерами на материале статьи В. В. Розанова «Как святой Стефан порубил "прокудливую березу" и как началось на Руси пьянство», включенную самим автором в сборник «Во дворе язычников». В статье анализируются стилистико-языковые элементы фольклорной стилизации: зачины, обращения, повторы, олицетворения, инверсии, плеоназмы, сравнения — и их экспрессивно-стилистические функции. Данный аспект изучения философско-литературного наследия В. В. Розанова имеет широкое перспективное поле исследования, связанное с дальнейшим анализом, обобщением и систематизацией языковых средств, способных эксплицировать языковую картину мира В. В. Розанова в контексте традиционной культуры. 

Список литературы

Источники и материалы

Даль 1980 — Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М.1980.

Розанов 1999 — Розанов В. В. Во дворе язычников. М., 1999.

 

Исследования

Бердяев 1995 — Бердяев Н. А. О вечно бабьем в русской душе // В. В. Розанов: pro et contra: Антология. Кн. II. М., 1995. С. 41–52.

Долинин 1987 — Долинин К. А. Стилизация // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 419.

Карташова 2001 — Карташова Е. П. Стилистика прозы В. В. Розанова. М., 2001.

Фатеев 1995 — Фатеев В. А. Публицист с душой метафизика и мистика // В. В. Розанов: pro et contra. Антология. Кн. I. М., 1995. С. 5–37.

Федоренко, Сокольская 1990 — Федоренко Н. Т., Сокольская Л. И. Афористика. М., 1990.

Для цитирования

Карташова Е. П. «Как святой Стефан порубил "прокудливую березу": о некоторых особенностях интерпретации В. В. Розановым фактов традиционной (фольклорной) культуры // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 5. С. 173−180