КАК МЕДВЕДЬ С БОГОМ ГОВОРИЛ: О МЕДВЕДЕ В ЛЕГЕНДАХ ФОЛЬКЛОРНОЙ БИБЛИИ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
медведь просит себе пятый палец, легенды
Автор
В.С. КУЗНЕЦОВА
Сведения об авторе
ВЕРА СТАНИСЛАВОВНА КУЗНЕЦОВА
https://orcid.org/0000-0001-8376-8354
Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института филологии Сибирского отделения РАН:
Российская Федерация, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8;
тел.: +7(383) 330-53-45; e-mail: vera_kuznetsova@mail.ru
Аннотация

Устные народные рассказы, связанные с библейскими событиями и персонажами, составляют важный раздел русской фольклорной легенды. Адаптация фольк- лорной традицией библейских повествований, переходящих в фольклорную Библию, и особенности их восприятия в системе народных представлений имеют академический интерес. Фольклорная традиция демонстрирует при этом связь с христианской книжностью и привносит элементы дохристианских верований и представлений различных этнокультурных традиций.

Одним из популярных персонажей фольклорной прозы является медведь. Некоторые этиологические повествования о медведе фольклорная традиция связала с библейскими персонажами и включила в круг сюжетов фольклорной Библии. Одна из таких историй —  о происхождении медведя от человека, превращенного в зверя в наказание за какую-либо провинность, например, за то, что напугал Бога. Этот сюжет хорошо известен в фольк- лоре, в том числе в славянской традиции. Изучение фольклорных версий библейских легенд в русских сибирских записях указывает на их органичную связь со славянской фольклорной традицией: славянские переселенцы в Сибири приносили с собой традиции из Европейской России. Однако повествования о Медведе, просившем себе у Бога пятый палец (это ему предлагается при условии, что собака получит лук и стрелы) известны в русской фольк- лорной Библии только в сибирских записях и не известны в записях Европейской России. Указанные повествования и являются предметом рассмотрения в данной публикации. 

Список литературы

Афанасьева-Медведева 2010 — АфанасьеваМедведева Г. В. Образ медведя в русской народной прозе Восточной Сибири: (По материалам фольклорных экспедиций 1980–2010 гг.) // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6 (25). С. 65–68.

Болонев, Фурсова 2000 — Болонев Ф. Ф., Фурсова Е. Ф. Культ медведя в верованиях крестьян Сибири (следы прошлого в настоящем) // Народы Сибири: история и культура. Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 33–40.

Гура 1997 — Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. Гура 2004 — Гура А. В. Медведь // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг)  — П (Перепелка) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М., 2004. С. 211–215.

Кузнецова 2014 — Кузнецова В. С. О  локальных особенностях сибирского корпуса легенд русской фольклорной Библии // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2014. № 1 (26). С. 54–60.

Новичкова 1995 — Медведь // Русский демонологический словарь / Авт.-сост. Т. А. Новичкова. СПб., 1995. С. 361–365.

Попова, Виноградов, 1936 — Попова А. М., Виноградов Г. С. Медведь в воззрениях русского старожилого населения Сибири // Советская этнография. 1936. № 3. С. 78–83.

СУС — Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка / Сост. Л. Г. Бараг и др. Л., 1979.

Ядринцев 1890 — Ядринцев Н. М. О культе медведя, преимущественно у северных инородцев // Этнографическое обозрение. 1890. № 1 (Кн. 4). С. 101–115.

AaTh — The Types of the Folktale. A classification and bibliography. Antti Aarne’s “Verzeichnis der Märchentypen” / Translated and enlarged by Stith Thompson. Second revision. Helsinki, 1964.