https://orcid.org/0000-0002-8395-0153
Аспирант, специалист сектора фольклора Российского института истории искусств:
Российская Федерация, 190000, г. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 5;
тел.: +7 (812) 314-41-36; e-mail: makaron-as@mail.ru
В статье представлен опыт составления интонационного словаря народной песенной традиции. На материале песенного фольклора Нижней Устьи (ареала, расположенного на юге Архангельской обл.) в статье рассматриваются и разрабатываются такие понятия, как «интонация», «попевка», «интонационное поле». На основе структурно-функционального и типологического методов, применяемых к лирической песне раннего историко-стилевого пласта, вырабатываются принципы анализа мелодической и, шире, интонационной составляющей, «интонационного поля» местной традиции. Путем обнаружения различных мелодических оборотов, базирующихся на основных интонемах — интонации возгласа, клича, повествования и плача, не только представлен путь выявления особенностей песенного интонирования локальной традиции, но и выделяются проявления музыкального мышления местных исполнителей.
Не решая задачи составить комплексный словарь музыкального языка местной традиции, автор демонстрирует принцип структурно-типологической работы с мелодической составляющей фольклорного текста, затрагивая лишь фрагмент многообразного песенного материала.
Источники и материалы
Гиппиус 1927 — Гиппиус Е. В. Крестьянская музыка Заонежья // Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера: Заонежье: Сб. секции крестьянского искусства Комитета социологического изучения искусств. Л.: Academia, 1927. С. 147–164.
Гиппиус 1928 — Гиппиус Е. В. Культура протяжной песни на р. Пинеге // Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера: Пинега: Сб. секции крестьянского искусства Комитета социологического изучения искусств. Л.: Academia, 1928. С. 98–116.
Интонема — Интонема // Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. М.: Флинта: Наука, 1998. URL: https://ped_recheved. academic.ru/75 (дата обращения: 10.01.2020).
Сохор — Сохор А. Н. Интонация (в музыке) // Большая советская энциклопедия. Т. 10. М.: Сов. энциклопедия, 1972. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/90850/%D0 %98%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0 %B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 24.01.2019).
Устьянские песни 1984 — Устьянские песни / Сост. А. М. Мехнецов, Ю. И. Марченко, Е. И. Мельник. Вып. 2. Л.: Сов. композитор, 1984.
ФЭЦ СПбГК. ОАФ — Основной аудиофонд Фольклорно-этнографического центра им. А. М. Мехнецова.
ФЭЦ СПбГК. РФ — Рукописный фонд Фольклорно-этнографического центра им. А. М. Мехнецова.
Исследования
Асафьев 1987 — Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост. И. И. Земцовский, А. Б. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987.
Булычева 2015 — Булычева А. В. Могут ли «попевки» быть «бородинскими»? О возможности применения термина «попевка» к композиторской музыке Нового времени // Вестник Московской консерватории. 2015. № 1. С. 146–157.
Земцовский 1967 — Земцовский И. И. Русская протяжная песня (опыт исследования). Л.: Музыка, 1967.
Земцовский 1975 — Земцовский И. И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975.
Земцовский 1983 — Земцовский И. И. Введение в вероятностный мир фольклора (к проблеме этномузыковедческой методологии) // Методы изучения фольклора. Л.: ЛГИТМиК, 1983. С. 15–30.
Зенкин 2015 — Зенкин К. В. Музыка. Эйдос. Время. А. Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. М.: Памятники исторической мысли, 2015.
Лапин 1995 — Лапин В. А. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций): Очерки и этюды. М.: Моск. гос. фольклорный центр «Русская песня»: РИИИ, 1995.
Мехнецов 1986 — Мехнецов А. М. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры // Русская народная песня: Стиль, жанр, традиция: Сб. науч. ст. Л.: ЛОЛГК, 1986. С. 5–19.
Рубцов 1973 — Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен // Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. Л.; М.: Сов. композитор, 1973.
Ручьевская 1998 — Ручьевская Е. Н. Классическая музыкальная форма: Учебник по анализу. СПб.: Композитор, 1998.
Тавлай 2002 — Тавлай Г. В. Белорусские крестинные напевы (опыт гомологической типологизации) // Искусство устной традиции: Историческая морфология: Сб. ст., посв. 60-летию И. И. Земцовского. СПб.: РИИИ, 2002. С. 64–131.
Тавлай 2013 — Тавлай Г. В. Музыкальные средства моделирования картины мира в белорусской обрядовой песне (к постановке проблемы) // Фольклорная традиция: фиксация и интерпретация. СПб.: РИИИ, 2013. С. 133–181.
Возжаева Е. И. К проблеме выявления интонационного словаря локальной песенной традиции (на материале Нижней Устьи) // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 1. С. 63–75.