К проблеме специфики формообразования в южнорусской протяжной песне

Альманах
Ключевые слова
протяжная песня, формообразование, мелодика, дыхание, пульсация, многоголосие
Автор
А.Б. Охлобыстина, Т.А. Старостина
Сведения об авторе
Анастасия Борисовна Охлобыстина
https://orcid.org/0000-0002-8379-3776
Заведующая производственной практикой, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского:
Российская Федерация, 125009, г. Москва, Мерзляковский пер., д. 11;
тел.: +7 (495) 691-05-54; e-mail: a.okhlobystina@yandex.ru

Татьяна Алексеевна Старостина
https://orcid.org/0000-0002-5357-8696
Доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры истории русской музыки историкотеоретического факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского:
Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
тел.: +7 (495) 629-07-70; e-mail: i.starostin@gmail.com
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2022.23.3.002
Аннотация

Статья посвящена проблемам анализа формы в русской народной песне. Авторы совершают экскурс в историю учений о форме в русской музыкальной фольклористике. Отмечаются те концепции, в которых подчеркивалась ведущая роль музыкального фактора формообразования. Материалом исследования являются образцы жанра протяжной песни белгородско-воронежского пограничья.

Новизна позиции авторов состоит во внимании к исполнительскому аспекту. По убеждению исследователей физиологическая основа народного пения в большой степени способствует структурной организации напева протяжной песни. В зависимости от ритма певческого дыхания образуются мелодические волны, совершаются каденционные остановки на звуковысотных опорах лада.

В ходе исследования авторами использован метод графического изображения многоголосного напева. Этот метод в свое время применила Е. Э. Линева, но в настоящее время он привлекается редко. Представленные графики позволяют убедиться в индивидуальном внутреннем строении каждой песни, отнести ее к женской или мужской певческой традиции.

Важное наблюдение авторов касается характеристики действия параметров композиции в протяжной песне. В отличие от «параллельного» действия мелодики, гармонии и синтаксиса в композиторской музыке классико-романтической эпохи, в народной песне разные параметры не имеют прямой зависимости друг от друга. В частности, наибольшая свобода наблюдается в распределении словесного текста внутри песенной строфы. В связи с этим делается вывод о сущности формы протяжной песни как музыкальной, основанной на временной упорядоченности звуковой материи.

Список литературы

Источники и материалы

Линёва 1904–1909 — Линёва Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1–2. СПб.: Изд. Импер. академии наук, 1904–1909. Мельгунов 1906 — Мельгунов Ю. Н. О ритме и гармонии русских песен // Труды Музыкально-этнографической комиссии. Т. I. М.: Тип. К. Л. Меньшова, 1906.

Смоленский 1904 — Смоленский С. В. О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковнопевческой археологии // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 151. СПб., 1904.

Шафранов 1879 — Шафранов С. Н. О складе народно-русской песенной речи, рассматриваемой в связи с напевами. СПб.: Тип. В. С. Блашева, 1879.

Щуров 1995 — Щуров В. М. Белгородское Приосколье. Песни Усёрдской стороны. М.: Композитор, 1995.

 

Исследования

Баранова 1982 — Баранова Т. Б. Танцевальная музыка эпохи Возрождения // Музыка и хореография современного балета. Вып. 4 / Сост. Ю. А. Розанова, Р. Г. Косачева. М.: Музыка, 1982. С. 8–24.

Дорохова 2008 — Дорохова Е. А. Мелодикофактурный тип как системообразующий компонент // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: Матер. Междунар. науч. конф. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. С. 103–110.

Ефанова 2012 — Ефанова А. В. О мелодике народной песни (на примере протяжных песен Алексеевского района Волгоградской области): Дипломная работа. М.: МГК, 2012.

Ефименкова 2001 — Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. М.: Композитор, 2001.

Земцовский 1967 — Земцовский И. И. Русская протяжная песня. Л.: Музыка, 1967.

Музылёва 2006 — Музылёва Е. Е. Мужское и женское начало в русской традиционной песне: Дипломная работа. М.: МГК, 2006. (Рукопись).

Мурзина 2004 — Мурзина Е. И. Феномен времени в певческой традиции центральной Украины // Фольклор: современность и традиция: Матер. Третьей Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой. М.: МГК, 2004. С. 5–15. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского; Сб. 48).

Руднева 1978 — Руднева А. В. О стилевых особенностях и жанровых признаках песни «Эко сердце» // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1978. С. 6–29.

Руднева 1990 — Руднева А. В. Строфическая организация русских народных песен // Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. М.: Сов. композитор, 1990. С. 447–469.

Рымко 2014 — Рымко Г. А. Теоретические проблемы тексто-музыкальной формы: Дис. … канд. искусствоведения. М., 2014.

Савельева 2010 — Савельева Н. М. Проблема формы в русской народной песне: Дис. … докт. искусствоведения. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2010.

Старостина 2012 — Старостина Т. А. К проблеме национальных и региональных особенностей ангемитонных народно-песенных ладов // Русская музыка в полиэтническом контексте: Матер. Междунар. науч. конф. (Казань, 27– 28 октября 2012 г.) / Ред.-сост. Е. В. Порфирьева, Л. А. Федотова. Казань: КГК, 2012. С. 174–186.

Старостина 2013 — Старостина Т. А. Представление о певческом звуке в русской народно-песенной культуре // Ежегодная богословская конференция Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета. 2013. № 23. С. 404–405.

Старостина 2015 — Старостина Т. А. О механизмах образования южнорусских тритоновых ладов // Музыкальный фольклор и этномузыкология: век XXI: Матер. Пятой Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой / Ред.-сост. Н. Н. Гилярова, Е. В. Битерякова. М.: Моск. консерватория, 2015. С. 112–119.

Сысоева 2011 — Сысоева Г. Я. Песенный стиль воронежско-белгородского пограничья. Воронеж: Воронеж. обл. центр нар. творчества, 2011.

Харлап 1986 — Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986.

Холопов 2003 — Холопов Ю. Н. О сущности музыки // Ю. Н. Холопов и его научная школа. М.: МГК, 2003. С. 6–17.

Холопов 2006 — Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. М.: МГК, 2006.

Холопов и др. 2006 — Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. М.: Композитор, 2006.

Щуров 1978 — Щуров В. М. Сравнительный анализ четырех протяжных песен Белгородской области // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1978. С. 236–265.

Для цитирования

Охлобыстина А. Б., Старостина Т. А. К проблеме специфики формообразования в южнорусской протяжной песне // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 3. С. 28–46.