https://orcid.org/0000-0003-0128-0027
Кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН:
Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел.: +7 (495) 938-17-80; e-mail: tchoekha@gmail.com
В статье дается обзор новогреческих мифологических представлений о духе — покровителе дома, показывающемся перед людьми в виде змеи, и сравнение их с соответствующими представлениями и нарративами, записанными у балканских славян (болгар, македонцев, сербов) и албанцев. Выделяемые общие мотивы в представлениях об этом мифологическом персонаже (отождествление его с хозяином дома — главой семьи, сюжет заботы змеи о маленьких детях — наследниках и т. д.), связанные с ними практики (ритуальное кормление, погребение змеи в саване как человека в случае ее нечаянного убийства), равно как и внутренняя форма мифонима — «домашняя змея», отражающая место ее обитания (греч. σπιτικό φίδι, σπιτόφιδο, алб. gjarpri i shtëpisë, bolla e shtëpisë, болг. домашарка, серб. домаћа змиja, кућна змиjа, хорв. zmija kućarica), свидетельствуют об архаичности подобных верований, уходящих корнями во времена праиндоевропейской общности. Наряду с этим некоторые разработанные у балканских славян мотивы практически не встречаются в новогреческой традиции (представления о змее, сосущей молоко у домашнего скота). Постепенно на домовую змею переносятся характеристики других мифологических персонажей: во-первых — связанных с домом (хранители дома, происходящие из душ или теней животных и людей, принесенных в жертву при строительстве; сторожа кладов) или другими хозяйственными локусами (защитники полей и виноградников), во-вторых — имеющих змеиную природу (царица змей, дух-обогатитель), — что ведет к трансформации образа змеи-домовика.
Источники и материалы
Вражиновски 1998 — Народна митологиjа на македонците. Кн. II: Етнографски и фолклорни материjали / Ред. Т. Вражиновски. Скопjе: Прилеп, 1998.
Вукановић 2001 — Вукановић Т. Енциклопедија народног живота, обичаја и веровања у Срба на Косову и Метохији. VI век — почетак XX века. Београд: Војноиздавачки завод — VERZALpress, 2001.
Георгиева 1980 — Георгиева И. Народен мироглед // Пирински край: Етнографски, фолклорни и езикови проучваниа. Етнографски проучвания на Югозападна България / Ред. Хаджиниколов В.Д. София: Изд-во на Българската академия на науките, 1980. С. 457–478.
Геродот 2004 — Геродот. История: В 9 кн. / Пер. и коммент. Г.А. Стратановского. М.: Олма-Пресс, 2004.
Попов 1996 — Попов Р. Народен светоглед // Странджа: Материална и духовна култура. София: Проф. Марин Дринов, 1996. С. 196–215.
Попов 1999 — Попов Р. Народен светоглед // Ловешки край. Материална и духовна култура. София: Проф. М. Дринов, 1999. С. 268–293.
Стаменова 1986 — Стаменова Ж. Народен мироглед // Пловдивски край: Етнографски и езикови проучвания. София: Изд-во на Българската академия на науките, 1986. С. 293–309.
Ђорђевић 1958 — Ђорђевић Т.Р. Природа у веровању и предању: Српски етнографски зборник LXXII/2. Београд: Српска краљевска академиjа, 1958.
Hahn 1854 — Hahn J. G. von (Johann Georg). Albanesische Studien, von. Nebst einer karte und andern artistischen beilagen. Bd. 1. Jena: Verlag von Friedrich Mauke, 1854.
Schmidt 1871 — Schmidt B. Das Volksleben der Neugriechen und das hellenische Alterthum. Teil 1. Leipzig: B. G. Teubner, 1871.
ΑΧΚΕΛ — Αρχείο Χειρογράφων Κέντρου Ελληνικής Λαογραφίας (Архив рукописей Центра греческого фольклора).
Βενέτης 1891 — Λέξεις, φράσεις, παροιμίαι, δεισιδαιμονίαι και παραμύθια υπό Νικολάου Βενέτη // Ζωγράφειος αγών ήτοι Μνημεία της Ελληνικής Αρχαιότητος ζώντα εν τω νυν ελληνικώ λαώ. Εκδιδόμενος τη γενναία χορηγία του αγωνοθέτου και μεγάλου του Συλλόγου ευεργέτου Χρηστάκη Εφέντη Ζωγράφου. Εν Κωνσταντινουπόλει: Τύποις Ι. Παλλαμάρη, 1891. Τ. 1. Σ. 191–198.
Λουκόπουλος 1938–1948 — Λουκόπουλος Δ. Σύμμεικτα λαογραφικά εξ Αιτωλίας // Λαογραφία. Δελτίον της Ελληνικής Λαογραφικής Εταιρείας. Εκδιδόμενον επιμελεία υπό Στίλπωνος Π. Κυριακίδου. Θεσσαλονίκη, 1938–1948. Τ. 12. 1938–1948. Σ. 1–61.
Μεργιανού 1989 — Μεργιανού Α.Ν. Τα λαογραφικά των ελλήνων της Κάτω Ιταλίας. Αθήνα: Καρδαμίτσα, 1989.
Μιχαηλίδης Νουάρος 1932 — Μιχαηλίδης Νουάρος Μ.Γ. Λαογραφικά σύμμεικτα Καρπάθου. Αθήνα: Γ. Σερβηνής, 1932.
Μύτιλης — Μύτιλης Γ. Ο οικουρός όφις ή σπιτόφιδο // Epimenoume. gr. URL: https:// epimenoume.gr/epimenoume-gr/ο-οικουρόςόφις-ή-σπιτόφιδο (дата обращения: 21.02.2024).
Παπαιωαννίδης 1929 — Παπαιωαννίδης K. (διδάσκαλος Σωζοπολίτης). Σωζόπολις Θράκης // Θρακικά. Τ. 2. Αθήνα, 1929. Σ. 152–182.
Πολίτης 1904 — Πολίτης Ν. Μελέται περί του βίου και της γλώσσης του Ελληνικού λαού. Παραδόσεις. Μέρος Β’. Εν Αθήναις Τύποις Π.Δ. Σακελλαρίου, 1904.
Πολίτης 1965 — Πολίτης Ν.Γ. Παραδόσεις. Φωτοτυπική ανατυπώσις της πρώτης εκδόσεως (1904) συμπληρωμένη με τους απαραίτητους πίνακας. Αθήναι: Εκδοτικός οργανισμός «Εργανή», 1965. Τ. 1.
Χαλιόρης 1931 — Χαλιορής Ν.Γ. Υδρεϊκά λαογραφικά: ήτοι ήθη — έθιμα — δεισιδαιμονίες — προλήψεις στην Υδρα. Πειραιεύς, 1931.
Исследования
Бер-Глинка 2015 — Бер-Глинка А.И. Домашние змеи как элемент традиционной культуры народов Европы // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2015. № 2. С. 17–84.
Георгиева 1993 — Георгиева Ив. Българска народна митология. София: Наука и изкуство, 1983.
Гура 1997 — Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997.
Плотникова 2020 — Плотникова А.А. Сербская народная мифология в ареальном аспекте // Славяноведение. 2020. № 6. С. 15–27.
Померанцева 1975 — Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975.
Раденковић 2012 — Раденковић Љ. Кућна змија у веровању и предању словенских народа // Гује и јакрепи: књижевност, култура. Уредници М. Детелић, Л. Делић. Београд: Балканолошки институт Српске Академиjе Наука и Уметности, 2012. С. 167–184.
Tirta 2004 — Tirta M. Mitologjia ndër shqiptarë. Tiranë: Mёsonjёtorja, 2004.
Чаjкановић 1994 — Чаjкановић В. Обичаjи и веровања српског народа // Чаjкановић В. Студиjе из српске религиjе и фолклора 1925– 1942. Т. 2. Београд: Српска књижевна задруга, 1994. С. 121–142.
Чёха О.В. Имена и мифологический образ домашней змеи у греков, албанцев и балканских славян // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 2. С. 151–160.