ИКОНОГРАФИЯ БОЛЬШЕВИКОВ И БУРЖУЕВ В ДЕТСКИХ РИСУНКАХ 1917–1918 гг.

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
иконография, детские рисунки, революция
Автор
О.Ю. БОЙЦОВА
Сведения об авторе
ОЛЬГА ЮРЬЕВНА БОЙЦОВА
https://orcid.org/0000-0002-8284-8915
Кандидат исторических наук, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН:
Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3;
тел.: +7 (812) 328-08-12; e-mail: boitsova@gmail.co
Благодарность

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-8301003 «Гражданская война в России образах визуальной пропаганды: словарь-справочник»

Аннотация

Статья основана на анализе коллекции детских рисунков 1917–1918 гг. из фондов Государственного исторического музея. Автор коллекции — В. С. Воронов, в 1910-х гг. работавший преподавателем графических искусств в реальном училище и мужской гимназии в Москве. Публикаторы рисунков из коллекции В. С. Воронова, систематизируя материал, выделяют группу рисунков, содержащую изображения политических субъектов; в статье рассматриваются в первую очередь эти рисунки в аспекте их иконографии.

Дети, рисовавшие «революционные типы» в 1917–1918 гг., опирались не только на свой непосредственный опыт, но и на визуальную грамотность и бытовавшие в обществе представления о том, как выглядят представители той или иной группы или партии, —  визуальные стереотипы. В массовой культуре 1917 г. выступающий живот еще не был обязательным иконографическим признаком «буржуя», в отличие от хорошей одежды, и неудивительно, что на детских рисунках «буржуев» мы видим как толстых, так и худых хорошо одетых людей.

Хотя «большевики» на детских рисунках поражают разнообразием своих визуальных типов, в некоторых рисунках встречаются отличительные признаки, которые можно назвать иконографическими — свойственными визуальному стереотипу большевика у детей — авторов рисунков. С помощью иконографического анализа в статье выявляются эти признаки.

Иконографический анализ показывает, что сатирические журналы повлияли на представления детей о том, кто такие большевики. Даже не читая тексты в журналах, а лишь просматривая в них иллюстрации, дети усваивали послание авторов карикатур: «большевики — разбойники», «большевики — люди низкой культуры». В дополнение к случаям использования в детских рисунках иконографических признаков, заимствованных из сатирической печати, в статье зафиксирован случай полного копирования карикатуры из журнала «Стрекоза». 

Список литературы

Аксенов 2017 — Аксенов В. Б. Журнальная карикатура как зеркало общественных настроений в 1917 году // Вестник ТвГУ. Сер. История. 2017. № 1. С. 4–16.

Балашов 1999 — Балашов Е. М. Российские революции и школьник // Историк и революция: Сб. ст. к 70-летию со дня рождения О. Н. Знаменского. СПб., 1999. С. 61–68.

Богданов 2007 — Богданов И. Дым отечества, или Краткая история табакокурения. М., 2007.

Вашик, Бабурина 2004 — Вашик К., Бабурина Н. И. Реальность утопии: искусство русского плаката XX века. М., 2004.

Воронов 2014 — Воронов В. С. Война в рисунках детей / Авт. -  сост. Е. А. Лукьянов. М., 2014.

Лукьянов 2017 — Лукьянов Е. Революция для самых маленьких. Митинги, очереди и бои на московских улицах в рисунках и воспоминаниях школьников 1917  года (о  выставке детских рисунков «Я рисую революцию» в Государственном Историческом музее, Москва, 19.04–19.06.2017). URL: http://arzamas.academy/ materials/1262 (дата обращения: 10.10.2017).

Осорина 2010 — Осорина М. В. Рисованные истории в изобразительном творчестве детей и их зрительском опыте // Русский комикс. М., 2010. С. 107–170.

Панофский 2009  — Панофский Э. Этюды по иконологии: Гуманистические темы в искусстве Возрождения / Пер. с англ. Н. Г. Лебедевой, Н. А. Осминской. СПб., 2009.

Филиппова 2015 — Филиппова Т. А. «Враг внутренний» — «враг внешний»: Образы революции 1917 г. в русской сатирической журналистике // Российская история. 2015. № 6. С. 90–98.

Bonnell 1997  — Bonnell V. Iconography of Power: Soviet Political Posters under Lenin and Stalin. Berkeley, 1997.