ГЕНЕЗИС МОТИВОВ ЧУДЕСНОГО РОЖДЕНИЯ И БОГАТЫРСКИХ ЗАБАВ В ЭПОСЕ «МАНАС»

Альманах
Ключевые слова
фольклорный мотив, чудесное рождение, богиня Умай, мировое древо, богатырские забавы, эпический побратим, инициация
Автор
К.Ж. САДЫКОВ
Сведения об авторе
КАНАТ ЖАЛИЛОВИЧ САДЫКОВ
https://orcid.org/0000-0003-2966-2756
Кандидат филологических наук, доцент, ректор Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына:
Кыргызская Республика, 720033, г. Бишкек, ул. Фрунзе, д. 547;
тел.: +996 (312) 32-33-94; e-mail: rector@university.kg
Дата поступления
Дата публикации
DOI
10.26158/TK.2019.20.3.009
Аннотация

В статье проводится анализ мотивов эпоса «Манас», присутствую-щих в сюжетном составе различных вариантов этого сказания и сгруппированных во-круг тем чудесного рождения героя и богатырских забав. Известные мотивы в героическом сказании кыргызов подверглись определенным трансформациям, характерным для традиционной эпической поэтики, но при этом все же сохранили следы мифологической традиции и архаической ритуальной практики. В процессе анализа выявляется связь мотивов чудесного рождения Манаса с мифологическими представлениями о циклической взаимосвязи старости со смертью и обновлением мира, а также мифологемой о рождении мира в результате перехода от хаоса к порядку.

Обрядовая практика принятия родов в юрте, где устанавливается центральный шест (бакан), трактуется автором статьи как ритуализированный синоним мифологемы рождения первопредка возле мирового древа. С учетом принятия мифологической первоосновы этого ритуала становится понятной логика появления в эпизоде чудесного рождения образа дракона и богини плодородия Умай. В результате анализа мотива буйных игр юного богатыря автор приходит к версии возможной связи его с архаическим ритуалом поиска двойника-побратима. Эпические мотивы воспитания героя у пастуха и его встречи с духами-оборотнями возводятся автором к обряду инициации.

Список литературы

Источники и материалы

Геродот — Геродот. История. Кн. 1: Клио. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1269001000 (дата обращения: 25.03.2019).

Манас 1984 — Манас: Вариант С. Орозбакова. Бишкек, 1984. Кн. 1. На кырг. яз.Манас 1995 — Манас. Героический эпос кыргызского народа. Кн. 1. Бишкек, 1995.

Манас 2010 — Манас: Вариант С. Карала-ева / Сост. А. Жайнакова. Бишкек, 2010. На кырг. яз.

Манас 2013 — Манас. Героический эпос кыргызского народа. Вариант Т. Молдо. Бишкек, 2013. На кырг. яз.

Радлов 1885 — Радлов В. В. Введение // Радлов В. В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. СПб., 1885. Ч. V. С. 489–526.

Эпос о Гильгамеше 1961 — Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») / Пер. с аккад. И. М. Дьяконова. М.; Л., 1961. Табл. II.

 

Исследования

Алексеев 1975 — Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале XX в. Новосибирск, 1975.

Аюпов 2012 — Аюпов Н. Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение: Монография. Алматы, 2012.

Тэрнер 1983 — Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Фрейденберг 1978 — Фрейденберг О. М.Миф и литература древности. М., 1978.

Kleisberg 2010 — Kleisberg G. Lost knowledge of the ancients: A Graham Hancock reader. Rochester, 2010.

Lurker 2004 — Lurker M. The Routledge dictionary of gods and goddesses, devils and demons. Routledge, 2004.

Robertson 2009 — Robertson R. The Uroboros // Indra’s net: Alchemy and chaos theory as models for transformation. Wheaton, 2009. P. 44–54.

Для цитирования

Садыков К. Ж. Генезис мотивов чудесного рождения и богатырских забав в эпосе «Манас» // Традиционная культура. 2019. Т. 20. No 3. С. 106–118.