https://orcid.org/0000-0002-0973-3919
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Национального музея-заповедника
украинского гончарства в Опошном:
Украина, Полтавская обл., Зеньковский р-н, пос. Опошное, ул. Партизанская, д.102;
тел.: +380 (5353) 4-24-16; e-mail: krakhno@ukr.net
«Страшная месть» — одно из самых ярких и знаменитых произведений Николая Гоголя. В нем мотивы народного христианства переплетаются с архаичным языческим пластом мировоззрения. В литературоведении продолжаются споры о том, что положено в его основу: сюжет и образы, заимствованные писателем из современной ему романтической литературы, или же фольклорные мотивы. Долгое время считалось, что на появление повести существенное влияние оказала западноевропейская литература эпохи романтизма с ее сюжетными поворотами и персонажами. Но на современном этапе мнение о том, что подавляющее большинство образов не изобретено самим писателем, не имеет книжного происхождения и заимствовано из фольклора и народных верований, стало преобладать в этих научных дискуссиях.
Интерес представляет данное в повести описание демонологических персонажей — некрещеных детей. Они, наряду со всем прочим, участвуют в создании готической атмосферы истории. Эти дети, как мы предполагаем, изображены пребывающими в лесу, на деревьях. Именно такие воззрения являются более древними, они перекликаются с бытовавшим у украинцев и других славян обычаем хоронить некрещеных младенцев под деревом в лесу или саду и находят неожиданные параллели у осетин. В частности, осетины полагали, что в день поминовения погибшие покидали потусторонний мир, усаживали детей, которые были с ними в загробном мире, на деревья и шли домой, чтобы навестить своих живых родственников. Это может свидетельствовать о восхождении гоголевского образа к дославянскому этническому субстрату.
Источники и материалы
Антонијевић 1971 — Антонијевић Д. Алексиначко Поморавље // Српски етнографски зборник. Београд: Српска академија наука и уметности, 1971. Књ. LXXXIII.
Бајић 1979 — Бајић С. Погребни обичаји и надгробни споменици сеоског становништва у Сембереји // Зборник радова Етнографског института. Београд, 1979. Књ. 9. С. 321–359.
Гнатюк 1912 — Гнатюк В. Похоронні звичаї й обряди // Етноґрафічний збірник. Видає Етноґрафічна комісія Наукового товариства імени Шевченка. Львів: Друкарня Наукового товариства імени Шевченка, 1912. Т. XXXІ–XXXІІ. С. 131–424.
Гоголь 1979 — Гоголь Н.В. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. Киiв: Дніпро, 1979.
Грбић 1909 — Грбић С.М. Српски народни обичаји из среза Бољевачког // Српски етнографски зборник. Београд: Српска краљевска академија, 1909. Књ. XIV. С. 1–382.
Зеленин 1916 — Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. Пг.: Тип. А.В. Орлова, 1916. Вып. 1.
Короленко 1989 — Короленко В. Г Собрание починений. В 5 т. Т. 1: Повести и рассказы, 1879–1888 / Редкол. Г.А. Бялый и др.; Сост., подгот. текста, прим. Б. Аверина, Н. Дождиковой. Л.: Худож. лит., 1989.
Крачковский 1873 — Крачковский Ю.Ф. Быт западно-русского селянина // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. М.: Университетская тип., 1873. Кн. 3. С. 1–212.
Малинов 2001 — Малинов З. Посмртните обичаи во Брегалничката област. Скопје: Институт за фолклор Марко Цепенков, 2001.
Маринов 1984 — Маринов Д. Избрани произведения: В 2 т. Т. 2: Етнографическо (фолклорно) изучаване на Западна България (Видинско, Кулско, Белоградчишко, Ломско, Берковско, Оряховско, Врачанско). София: Наука и изкуство, 1984.
Народная демонология 2012 — Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века. Т. 2: Демонологизация умерших людей. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012.
Периодическая печать 1987 — Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах: Науч.-поп. сб. / Сост., предисл., прим. и коммент. Л.А. Чибирова. Цхинвали: Ирыстон, 1987. Кн. 3.
Савковић 1984 — Савковић Д. Промене у обичајима у приградским насељима индустријске зоне Крушевца // Зборник радова Етнографског института. Београд, 1984. Књ. 14–16. С. 201–229.
Трунов 1869 — Трунов А.И. Понятия крестьян Орловской губернии о природе физической и духовной // Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. СПб.: Тип. В.Н. Майкова, 1869. Т. 2. С. 3–48.
Филиповић 1972 — Филиповић М.С. Таковци: етнолошка посматрања // Српски етнографски зборник. Београд: Српска академија наука и уметности, 1972. Књ. LXXXIV. С. 1–274.
Чубинский 1877 — Чубинский П.П. Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край, снаряженной Императорским Русским географическим обществом. Т. 4: Обряды: родины, крестины, свадьба, похороны. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1877.
Шевченко 1970 — Шевченко Т. Твори: В 5 т. Т. 2: Поетичні твори (1847–1861). Киiв: Дніпро, 1970.
Шпилевский 1856 — Шпилевский П.М. Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических ее сказках // Пантеон. 1856. Т. 25. Кн. 1–2. С. 1–30.
Юань 1987 — Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.: Наука, 1987.
Biegeleisen 1927 — Biegeleisen H. Matka i dziecko w obrzędach, wierzeniach i zwyczajach ludu polskiego. Lwów: Ateneum, 1927.
Fischer 1928 — Fischer A. Rusini: zarys etnografij Rusi. Lwów: Zakład Narodowy im. Ossolińskich, 1928.
Markov 1957 — Markov J. Historické údaje k národopisu Horehronia // Slovenský národopis. Bratislava, 1957. № 5. S. 538–542.
Tomášik 1872 — Tomášik S. Pamätnosti Gemersko-Malohontské // Letopis Matice Slovenskej. 1872. Ročník IX. Zväzok 1. S. 31–53.
Исследования
Агапкина 1994 — Агапкина Т.А. Южнославянские поверья и обряды, связанные с плодовыми деревьями, в общеславянской перспективе // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М.: Наука, 1994. С. 84–111.
Вархол 2017 — Вархол Н. Народна демонологія українців Словаччини. Свидик: Tlačiareň svidnícka, s.r.o. pre Rusínsko-ukrajinsku iniciatívu, 2017.
Войтович 2015 — Войтович Н. Народна демонологія Бойківщини. Львів: Сполом, 2015.
Давидюк 1992 — Давидюк В.Ф. Українська міфологічна легенда. Львів: Світ, 1992.
Кабакова 2001 — Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М.: Ладомир, 2001.
Ковалев 2008 — Ковалев А.А. Локализация народов эпохи Чжаньго на северных границах китайских государств (по археологическим и письменным источникам) // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4/5. С. 94–102.
Рахно 2016 — Рахно К.Ю. Иранские мифологические мотивы в повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» // Актуальные проблемы гуманитарного знания в XXI веке: состояние и перспективы развития: К 90-летию академика Г.Г. Гамзатова: Матер. Междунар. науч. конф. (Махачкала, 5–6 мая 2016 г.). Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН: АЛЕФ, 2016. С. 171–175.
Рахно 2017 — Рахно К.Ю. Казнь убийцы на Запорожской Сечи: истоки обычая // Война и воинские традиции в культурах народов Юга России (VI Токаревские чтения): Матер. Всерос. науч.-практ. конф. (г. Ростов-на-Дону, 4–5 мая 2017 г.). Ростов н/Д: Альтаир, 2017. С. 196–202.
Рахно 2017а — Рахно К.Ю. Пузатый Пацюк и нартовский Сырдон: родство образов // Адыгский эпос «Нарты» и мировое эпическое наследие: К 95-летию со дня рождения выдающегося ученого-нартоведа, докт. філол. наук А.М. Гадагатля (20–23 сентября 2017 г., Майкоп). Майкоп: Гуманитар ушэтынхэмкIэ адыгэ республикэ институтэу КIэрэщэ Тембот ыцIэкIэ щытыр, 2017. С. 144–147.
Рахно 2019 — Рахно К. Танатологические мотивы «Страшной мести» Николая Гоголя в контексте этнокультурных связей украинцев // Studia mythologica slavica. Ljubljana, Slovenija; Udine, Italia, 2019. T. 22. С. 143–161.
Туаллагов 2001 — Туаллагов А.А. Скифосарматский мир и нартовский эпос осетин. Владикавказ: Изд-во Северо-Осетинского университета, 2001.
Уарзиати 1995 — Уарзиати В. Праздничный мир осетин. Владикавказ: СОИГИ, 1995. 232, 214, [2] с.
Чибиров 2008 — Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
Pełka 1987 — Pełka L.J. Polska demonologia ludowa. Warszawa: Iskry, 1987.
Рахно Ю.К. Фольклорный образ некрещеных детей в повести Николая Гоголя «Страшная месть» // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 3. С. 66–72.