ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ И ЖИЗНЬ: НЕСКОЛЬКО ЗАРИСОВОК

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
мифы, сказки, фольклор и действительность, охотники и собиратели, аборигены Австралии, бушмены Южной Африки
Автор
АРТЕМОВА О. Ю.
Сведения об авторе
АРТЕМОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, профессор и заместитель директора Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ: Росcийская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32а;
тел.: +7 (495) 954-76-36; e-mail: artemova.olga@list.ru
Благодарность

При поддержке гранта РГНФ № 15-01-00450.

Аннотация

Статья содержит небольшой фрагмент результатов многолетних исследований автора, направленных на понимание общих типологических черт и локальных или этнокультурных особенностей в устном художественном творчестве охотников и собирателей. В первую очередь автор фокусирует свое внимание на том, как в мифах, сказках и быличках преломляются нравственные представления и отражаютсячеловеческие отношения и эмоции. В статье представлен сравнительный анализ фольклорных произведений бушменов |ксам и австралийских аборигенов этнолингвистической общности вик. Демонстрируются существенные различия между первыми и вторыми в сюжетах, образах и художественных средствах, с помощью которых раскрывается содержание нарративов. Так, анализ оригинальных текстов и их подстрочных переводов на английский язык показывает, что мифы и быличкивик представляют собой скорее сценарии для драматических инсценировок, нежели устные рассказы, в то время как мифы и былички бушменов |ксам — это повествования в полном смысле слова, чрезвычайно длинные, изобилующие повторами. В произведениях вик с особым вниманием, можно сказать со вкусом, изображается множество ссор и драк между персонажами в сопровождении весьма реалистических деталей, отражающих бытовавшие у создателей текстов приемы боя в диадных поединках и групповых столкновениях. В текстах |ксам этого почти нет, но есть указания на то, что ссоры и драки достойны осуждения и должны пресекаться. Наибольший накал эмоций в мифах и быличкахмункан характерен для персонажей, которые показаны как мужья и жены или любовники, в то время как в текстах |ксам отражаются эмоции, присущие близким кровным родственникам. Имеется и много иных различий. Автор пытается найти истоки этих различий в этнографической реальности.

Список литературы

Макконнел 1981  — Макконнел У. Мифы мункан. М., 1981.

Записи 1870–1881 — Bleek W. H. I., Lloyd L. C. Notebooks. 1870–1881 // The Bleek and Lloyd Collection at the University of Cape Town.


McConnel 1957 — McConnel U. Myths of the Munkan. Melbourne, 1957.

Hewitt 1986 — Hewitt R. L. Structure, meaning and ritual in the narratives of the Southern San (Quellen zur Khoisan-Forschung. Band 2). Hamburg, 1986.