Младший научный сотрудник кафедры этнологии исторического факультета Московского
государственного университета им. М.В. Ломоносова: Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ломоносовский пр-т, д.27, корп. 4; тел.: +7 (495) 939-14-39; e-mail: uwwalo@mail.ru
Эвгемеристическая теория о друидах — это теория, согласно которой прообразом персонажей низшей мифологии Великобритании признавались друиды — жрецы у кельтских народов, известные по описаниям историков Древнего Рима. Теория является первым прецедентом использования эвгемеристического метода (трактовки мифических существ как поэтического воплощения в народном сознании памяти об исторических фигурах, известных по письменным источникам, или представителей более ранних насельников территорий) в Великобритании для анализа феномена низшей мифологии. Она была заимствована из перевода Младшей Эдды швейцарского профессора П. А. Малле, в котором он соотнес мифологических карликов с саамами — финно-угорским народом европейского Приполярья, контакты с которым у древних скандинавов действительно имели место еще с эпохи викингов. Пытаясь приспособить ее к местным реалиям, британские антикварии заменили карликов на фейри, а саамов — на друидов. Под друидами изначально понимались изолированные группы аборигенного кельтского населения Великобритании, а затем — некие тайные сообщества, эвгемеристической теории о друидах придерживались Дж. Крайри, П. Грэхэм и П. Робертс. Несмотря на популярность в начале XIX в., уже к 1830-м гг. она уступает место прямому заимствованию теории о саамах П. Малле, не в последнюю очередь из-за ставшей слишком абсурдной аргументации теории о друидах. Тем не менее эвгемеристическая теория о друидах продолжает существовать наравне с ней, подкрепляя своей доказательной базой ее положения. Поэт Р. Саути расширил эвгемеристическую теорию за счет обнаруженных тогда поверий о пикси, привлекая также шотландский материал о пехах и пиктах, Дж. Ф. Кэмпбелл снабдил теорию примерами из шотландских сказок и поверий о гругашах, У. Сайкс — из валлийских легенд. Последним, кто упомянул об эвгемеристической теории о друидах, был Э. Лэнг.
Блейк 1804 — Блейк У. Иерусалим. Эманация Гиганта Альбиона — К Евреям. Пер. Д. Смирнов-Садовский. Л. 27. 1804. URL: http://wikilivres.ru/Иерусалим._Эманация_ Гиганта_Альбиона_(Блейк)/27 (дата обращения: 08.08.2015).
Пиготт 2005 — Пиготт С. Друиды. Поэты, ученые, прорицатели. М., 2005.
Asher 1993 — Asher R.E. National myths in Renaissance France: Francus, Samothes and the Druids. Edinburgh, 1993.
Bray 1838 — Bray A.E. Traditions, legends, superstitions, and sketches of Devonshire on the borders of the Tamar and the Tavy. London, 1838. Vol. I.
Bray 1838a — Bray A.E. Traditions, legends, superstitions, and sketches of Devonshire on the borders of the Tamar and the Tavy. London, 1838. Vol. II.
Campbell 1860 — Campbell J.F. Popular Tales of the West Highlands. Edinburgh, 1860. Vol. I.
Cririe 1803 — Cririe J. Scottish Scenery. London, 1803. Dalyell 1834 — Dalyell J.G. The Darker Superstitions of Scotland, illustrated from History and Practice. Edinburgh, 1834.
Dorson 1968 — Dorson R.M. British Folklorists: A History. London, 1968.
Graham 1806 — Graham P. Sketches descriptive of picturesque scenery, on the southern confines of Perthshire. Edinburgh, 1806.
Henderson, Cowan 2001 — Henderson L., Cowan E.J. Scottish Fairy Belief: A History. Edinburgh, 2001.
Kirk 1893 — Kirk R. The Secret Commonwealth of Elves, Fauns & Fairies. A Study in Folk-Lore & Psychical Research. The Text by Robert Kirk, M.A., Minister of Aberfoyle, A.D. 1691. The Comment by Andrew Lang, M.A. London, 1893.
Mallet 1770 — Mallet P. Northern antiquities: or, A description of the manners, customs, religion and laws of the ancient Danes, and other northern nations; including those of our own Saxon ancestors. With a translation of the Edda, or system of runic mythology, and other pieces, from the ancient Islandic tongue. London, 1770. Vol. II.
Roberts 1815 — Roberts P. The Cambrian popular antiquities, or An account of some traditions, customs, and superstitions of Wales. London, 1815.
Sikes 1880 — Sikes W. British goblins: Welsh folklore, fairy mythology, legends and traditions. London, 1880.
Silver 1999 — Silver C. Strange and Secret Peoples: Fairies and Victorian Consciousness. Oxford, 1999.
Smith 1780 — Smith J. Galic antiquities: consisting of a history of the Druids, particularly of those of Caledonia; a dissertation on the authenticity of the poems of Ossian; and a collection of ancient poems, translated from the Galic of Ullin, Ossian, Orran, &c. Edinburgh, 1780.
Southey 1837 — Southey R. ‘Home Tours’ —Mrs. Bray’s ‘Letters on Devonshire’ // The Quarterly Review. 1837. July & October. Vol. LIX. P. 275–327.