Деревенские праздники и обряды в хорватской наивной живописи

Альманах
Ключевые слова
хорватское наивное искусство, хлебинская школа, Иван Генералич, Нада Швегович-Будай, ряженье, обряды, карнавал, костюмы и маски, праздники
Автор
С.А. Лагранская
Сведения об авторе
Софья Антоновна Лагранская
https://orcid.org/0000-0002-5976-1555
Cоискатель сектора фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания МК РФ:
Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий пер., д. 5;
тел.: +7 (495) 694-03-71; е-mail: romanova.sonja@gmail.com
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.2.011
Аннотация

Хорватское наивное искусство, зародившееся в небольшом селе Хлебине, неотделимо от обрядности, без которой невозможно представить течение деревенской жизни. Яркие и декоративные работы крестьянских художников крепко спаяны не только с народным искусством, но и с самим сельским бытом, с его ритмично повторяющимися циклами. В картинах хорватских живописцев особое внимание уделяется изображению различных семейных и календарных праздников. Прослеживаются в творчестве хлебинской школы и элементы архаических обрядов, сохранившиеся в культуре южных славян. Традиционные для хорватской деревни ритуалы не могли не оказать влияния на художников, они послужили плодородной почвой для создания яркой подстекольной живописи.

Связь наивного и народного искусства по мере углубления в проблематику становится всё более и более явственной. Мышление хорватских наивных художников архетипично в том смысле, что под определенными образами и темами их творчества есть глубокая мифологическая основа: угадывается целый комплекс смыслов, присутствует ощущение первозданности природы и хрупкого слоя крестьянской цивилизации. Обращение к образам и символам земледельческих обрядов и праздников — ​это не просто дань традиции хлебинской школы, это внутренняя потребность выражения себя в этой вечной для художников, живущих на берегах Дравы, теме бытия крестьянского мира.

Список литературы

Источники и материалы

Гура 1997 — ​Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997.

Форостюк 2011 — ​Форостюк О. Д., Форостюк И. В. Искусство писанкарства как общеславянское культурное наследие // История и культура славянских народов: достижения, уроки, перспективы: Матер. Междунар. науч.- ​ практ. конф. (25–26 ноября 2011 г.). Пенза; Белосток; Прага: Социосфера, 2011. С. 212–214.

Sumpor 2010 — ​Sumpor S. Ivan Generalić 1930–1945. Zagreb: Hrvatski muzej naivne umjetnosti, 2010.

Tomašević 1976 — ​The Magic World of Ivan Generalić / Introduction by N. Tomašević; Translation by J. Shepley. N. Y.: Rizzoli, 1976.

 

Исследования

Богатырев 1971 — ​Богатырев П. Г. Традиция и импровизация в народном творчестве // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. С. 393–401.

Ивлева 1994 — ​Ивлева Л. М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб.: Российский ин-т истории искусств, 1994.

Кашуба 1977 — ​Кашуба М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники / Отв. ред. С. А. Токарев. М.: Наука, 1977. С. 243–273.

Кашуба 1978 — ​Кашуба М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники / Отв. ред. С. А. Токарев. М.: Наука, 1978. С. 235–265.

Плотникова 1999 — ​Плотникова А. А. Терминология южнославянского ряжения. Зимние обходы // Славянское и балканское языкознание. Вып. 13. Проблемы лексикологии и семантики. Слово в контексте культуры / Под ред. Г. К. Венедиктова. М.: Индрик, 1999. С. 77–98.

Сорокина 2019 — ​Сорокина С. П.Театрально-игровой язык липницкой Маланки // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 3. С. 82–90.

Filipović 1963 — ​Filipović M. Brak, porodica, srodstvo // Lepenica: Priroda, stanovništvo, privreda i zdravlje. Sarajevo: Naučno društvo BiH, 1963. Knj. 3. S. 326–342.

Для цитирования

Лагранская С. А. Деревенские праздники и обряды в хорватской наивной живописи // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 2. С. 134–142.