https://orcid.org/0000-0002-5976-1555
Cоискатель сектора фольклора и народного искусства Государственного института искусствознания МК РФ:
Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий пер., д. 5;
тел.: +7 (495) 694-03-71; е-mail: romanova.sonja@gmail.com
Хорватское наивное искусство, зародившееся в небольшом селе Хлебине, неотделимо от обрядности, без которой невозможно представить течение деревенской жизни. Яркие и декоративные работы крестьянских художников крепко спаяны не только с народным искусством, но и с самим сельским бытом, с его ритмично повторяющимися циклами. В картинах хорватских живописцев особое внимание уделяется изображению различных семейных и календарных праздников. Прослеживаются в творчестве хлебинской школы и элементы архаических обрядов, сохранившиеся в культуре южных славян. Традиционные для хорватской деревни ритуалы не могли не оказать влияния на художников, они послужили плодородной почвой для создания яркой подстекольной живописи.
Связь наивного и народного искусства по мере углубления в проблематику становится всё более и более явственной. Мышление хорватских наивных художников архетипично в том смысле, что под определенными образами и темами их творчества есть глубокая мифологическая основа: угадывается целый комплекс смыслов, присутствует ощущение первозданности природы и хрупкого слоя крестьянской цивилизации. Обращение к образам и символам земледельческих обрядов и праздников — это не просто дань традиции хлебинской школы, это внутренняя потребность выражения себя в этой вечной для художников, живущих на берегах Дравы, теме бытия крестьянского мира.
Источники и материалы
Гура 1997 — Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997.
Форостюк 2011 — Форостюк О. Д., Форостюк И. В. Искусство писанкарства как общеславянское культурное наследие // История и культура славянских народов: достижения, уроки, перспективы: Матер. Междунар. науч.- практ. конф. (25–26 ноября 2011 г.). Пенза; Белосток; Прага: Социосфера, 2011. С. 212–214.
Sumpor 2010 — Sumpor S. Ivan Generalić 1930–1945. Zagreb: Hrvatski muzej naivne umjetnosti, 2010.
Tomašević 1976 — The Magic World of Ivan Generalić / Introduction by N. Tomašević; Translation by J. Shepley. N. Y.: Rizzoli, 1976.
Исследования
Богатырев 1971 — Богатырев П. Г. Традиция и импровизация в народном творчестве // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. С. 393–401.
Ивлева 1994 — Ивлева Л. М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб.: Российский ин-т истории искусств, 1994.
Кашуба 1977 — Кашуба М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники / Отв. ред. С. А. Токарев. М.: Наука, 1977. С. 243–273.
Кашуба 1978 — Кашуба М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники / Отв. ред. С. А. Токарев. М.: Наука, 1978. С. 235–265.
Плотникова 1999 — Плотникова А. А. Терминология южнославянского ряжения. Зимние обходы // Славянское и балканское языкознание. Вып. 13. Проблемы лексикологии и семантики. Слово в контексте культуры / Под ред. Г. К. Венедиктова. М.: Индрик, 1999. С. 77–98.
Сорокина 2019 — Сорокина С. П.Театрально-игровой язык липницкой Маланки // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 3. С. 82–90.
Filipović 1963 — Filipović M. Brak, porodica, srodstvo // Lepenica: Priroda, stanovništvo, privreda i zdravlje. Sarajevo: Naučno društvo BiH, 1963. Knj. 3. S. 326–342.
Лагранская С. А. Деревенские праздники и обряды в хорватской наивной живописи // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 2. С. 134–142.