ЧУВАШСКИЕ МОЛЕНИЯ КАК ОБРЯДОВЫЙ ТЕКСТ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
моления, обряд, текст, первопорядок, чуваши
Автор
А.К. САЛМИН
Сведения об авторе
АНТОН КИРИЛЛОВИЧ САЛМИН
https://orcid.org/0000-0002-1072-9933
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН:
Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3;
тел.: +7 (812) 328-08-12; e-mail: antsalmin@mail.ru
Аннотация

Обрядовый мир чувашей богат и разнообразен, в чем автор этих строк достаточно убедился, занимаясь вопросами систематики и семантики ритуалов и верований непосредственно. Однако в ритуалах и верованиях немаловажное место занимает и слово. «Слово» родственно греческому mifos (речь, говорение). А миф —  это традиционные, священные повествовательные тексты, описывающие исконные события, которые сформировали Вселенную. По определению В. Н. Топорова, миф —  это то, «что говорится при том, что делается», вербальный текст «как сноска или комментарий» к ритуалу. Фактически речь идет об обрядовом фольклоре, составляющем совместно с обрядом единый смысловой текст.

Сказанное слово подкрепляет действие, усиливает его, помогает сохранить смысл совершаемых поступков. Конечно, наиболее сакральными являются слова, обращенные к верховным божествам. Вербальные религиозно-обрядовые тексты чувашей представлены прежде всего такими жанрами, как моление, легенда, благословение, заговор, речь старшего дружки и диалоги. Что касается молений, то здесь можно выделить ряд определяющих признаков. Самым примечательным является отсутствие среди них текстов с отрицательным зарядом. Направленность на положительные эмоции, созидание, установление первопорядка —  это высшие ценности молений. Обрядовое действо и моление вместе создают текст единого содержания. В молениях слово сопровождает действие, нося при этом соответствующую нагрузку, в итоге получается ритуальный текст в широком этнокультурном смысле. Отметим: обращение к одним и тем же объектам (например, духам и божествам Шыври, Киремет и т. д.) в разных вербальных жанрах обусловлено их тематикой.

Список литературы

Ахметьянов 1978 —  Ахметьянов Р. Г. Сравнительное исследование татарского и чувашского языков (фонетика и лексика). М., 1978.

Жуковская 1993 —  Жуковская Н. Л. Молитва // Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. М., 1993