https://orcid.org/0000-0002-6351-2818
Доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела филологических исследований Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН:
Российская Федерация, Удмуртская Республика, 426067, г. Ижевск, ул. Т. Барамзиной, д. 34;
тел.: +7 (3412) 68-78-44; e-mail: tgvladykina@mail.r
ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА ГЛУХОВА
https://orcid.org/0000-0001-5885-2693
Кандидат филологических наук, доцент кафедры удмуртской литературы и литературы народов России Удмуртского государственного университета:
Российская Федерация, Удмуртская Республика, 426034, г. Ижевск, Университетская ул., д. 1;
тел.: +7 (3412) 91-61-66; e-mail: galant@udm.ru
ТАТЬЯНА ИГОРЕВНА ПАНИНА
https://orcid.org/0000-0003-0743-1391
Кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела филологических исследований Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН:
Российская Федерация, Удмуртская Республика, 426067, г. Ижевск, ул. Т. Барамзиной, д. 34;
тел.: +7 (3412) 68-78-44; e-mail: tipanina@mail.ru
Статья выполнена в рамках проекта «Предметные реалии удмуртской этнокультуры» (грант РФФИ № 16–34–00026).
В статье рассматривается одна из своеобразных предметных реалий удмуртской этнокультуры — ч ук (юж.) / туг (сев.) — к расная шелковая нить/пряжа, кисть/пучок/связка из разноцветных ниток, бахромы, ленточек, лоскутков, полотенец, покрывал, платков. Полифункциональная сущность предмета раскрывается в обыденном и ритуальном контекстах. Выявлено, что в зависимости от ситуации чук воспринимается как метка, оберег, жертва-дар, материальный символ-знак заместителя человеческой души. В обыденных ситуациях чук используется в апотропейной магии и лечебной практике. Красной нитью/пряжей обвязывают безымянный палец в целях избавления от ячменя на глазу, запястье грудных детей — для защиты от непреднамеренного сглаза. Кисточку из шерстяных или льняных ниток прикрепляют к вязаным или тканым вещам в случае копирования с них узора. Чук является атрибутом календарных обрядов весенне-летнего цикла, свадебного и рекрутского обрядов. В календарной обрядово-праздничной культуре чук/туг обретает вид жертвенного подношения/подарка. Обряды встречи весны и пика лета, манифестирующие вместе с расцветом природы молодость и начало зрелости, отмечены постоянным сюжетом подношения/жертвования членами деревенской общины разных видов полотна как символа человеческой жизни-пути для даров парням и молодым мужчинам — у частникам скачек. На разных этапах свадьбы семантика символа зависит от его связи с участниками обряда: по отношению к невесте — это подарки, по отношению к поезжанам — способ персонификации смехового образа пришельцев-чужаков. В рекрутском обряде вбитый в матицу чук становится материальным символом-знаком — з аместителем человеческой души, объединяя функции метки, оберега и жертвы.
Верещагин 2000 — Верещагин Г. Е. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3: Этнографические очерки. Кн. 2. Ижевск, 2000.
Владыкин 1994 — Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994.
Владыкина, Глухова 2011а — Владыкина Т. Г., Глухова Г. А. Дни недели в системе представлений удмуртов о времени // Ежегодник финно-угорских исследований. 2011. Вып. 3. С. 38–54.
Владыкина, Глухова 2011б — Владыкина Т. Г., Глухова Г. А. Ар-год берган: Обряды и праздники удмуртского народного календаря. Ижевск, 2011.
Владыкина 2003 — Владыкина Т. Г. Фольклорный текст в мифологическом контексте // Удмуртская мифология. Ижевск, 2003. С. 54–66.
Владыкина, Кириллова 2017 — Владыкина Т. Г., Кириллова Л. Е. «Именные деревья» (нимтуло писпу) в микротопонимии удмуртов // Научный диалог. 2017. № 11. С. 232–246.
Владыкина 2008 — Владыкина Т. Г. Мифология визуального и акустического в коммуникативном поведении удмуртов // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2008. Вып. 1. С. 83–87.
Конкка 2013 — Конкка А. Карсикко. Петрозаводск, 2013.
Панина 2014 — Панина Т. И. Слово и ритуал в народной медицине удмуртов. Ижевск, 2014.
Попова 2009 — П опова Е. В. Антропоморфные фигуры в современной знахарской практике бесермян // Традиционная культура. 2009. № 1. С. 11–19.
Пчеловодова 2015 — Пчеловодова И. В. Традиционные календарные обряды удмуртов в условиях современной деревни (на примере Граховского района Удмуртской Республики) // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2015. Т. 25. № 6. С. 109–113.
Тараканов 1981 — Тараканов И. В. Иноязычная лексика в современном удмуртском языке: Учеб. пос. Ижевск, 1981.
Христолюбова 1984 — Христолюбова Л. С. Семейные обряды удмуртов (традиции и процессы обновления). Ижевск, 1984.
Христолюбова 1995 — Христолюбова Л. С. Калык сямъёсты чакласа (Удмуртские народные обычаи). Ижевск, 1995.
Черных 2001 — Черных А. В. Поведенческие нормы в рекрутской обрядности // Мужской сборник. Вып. 1: Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика и формы поведения. Мужской фольклор / Сост. И. А. Морозов; Отв. ред. С. П. Бушкевич. М., 2001. С. 142–149.
Шутова 2001 — Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции. Ижевск, 2001
Шутова 2004 — Шутова Н. И. Святилища в окрестностях д. Малый Дасос: К вопросу о типологии и семантике бесермянских культовых мест // Культовые памятники КамскоВятского региона: Матер. и исследования: Сб. ст. / Отв. ред., предисл. Н. И. Шутова. Ижевск, 2004. С. 154–166.
Ярыгина 2001 — Ярыгина Е. В. Кологривский рекрутский обряд // Мужской сборник. Вып. 1: Мужчина в традиционной культуре: Социальные и профессиональные статусы и роли. Сила и власть. Мужская атрибутика и формы поведения. Мужской фольклор / Сост. И. А. Морозов; Отв. ред. С. П. Бушкевич. М., 2001. С. 150–151.