https://orcid.org/0000-0002-2421-2484
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела Китая Института востоковедения РАН:
Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12;
тел.: +7 (495) 621-18-84; e-mail: abstarostina@gmail.com
В статье рассмотрены распространенные в наше время в окрестностях Пекина и Тяньцзиня, а также на юге провинции Хэбэй представления о колонке (хуан-шу-лан, хуанъю, хуан пи-цзы) как мифологическом персонаже. Использованы полевые материалы и данные форумов и других интернет-ресурсов материкового Китая. Обладающего сверхъестественными способностями колонка часто включают в число «четырех великих семей» или «пяти священных животных», представления о которых распространились в Китае в XVII в. с воцарением маньчжурского дома Цин; однако в Хэбэе он сейчас по большей части воспринимается как самостоятельное божество. Иногда чудесного колонка описывают как обогатителя: так, он может в целом способствовать процветанию покровительствуемой семьи или непосредственно приносить в дом похищенные в других местах продукты. Чудесный колонок способен манипулировать людьми, вызывая истерическое расстройство или препятствуя запоздалому путнику найти дом в сумерках. Подобные способности могут приписывать и обычным колонкам, находя в таком случае для них паранаучные объяснения. К колонку обращаются за помощью при болезни или при необходимости узнать собственное будущее. Колонок также может вселяться в медиума-целителя или в обычного человека, в последнем случае становясь причиной его болезни. Последняя часть статьи посвящена рассказам о способах, с помощью которых чудесный колонок пытается обрести бессмертие.
Источники и материалы
Li Wei-tsu 1948 — Li Wei-tsu. On the Cult of the Four Sacred Animals (Szu Та Men) in the Neighbourhood of Peking // Folklore Studies. 1948. № 7. P. 1–94.
Owen 1887 — Owen G. Animal Worship Among the Chinese // Chinese Recorder and Missionary Journal 18. 1887. № 7. P. 249–255, 334–346.
Исследования
Алимов 2008 — Алимов И. А. Китайский культ лисы // Алимов И. А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. С. 47–72.
Ван Инсянь 2015 — Ван Инсянь. Цун цзяху дао цюньти: цуньло шэнхо чжун дэ сянтоу цзюэсэ [От семьи к общине: роль сянтоу в сельской жизни] // Цзишоу дасюэ сюэбао. 2015. № 36 (6). С. 109–114. На кит. яз.
Кляус 2017 — Кляус В. Л. Может ли «китайский» хорек вселиться в русского человека? (К проблеме трансформации китайских рассказов в фольклорной традиции метисов Трёхречья, КНР) // Мир животных в мифопоэтическом ракурсе. Vicenza; М.: Legorussia, 2017. С. 268–272.
Лю 2021 — Лю Ху. Мифологические персонажи провинции Шаньдун // Живая старина. 2021. № 1. С. 12–15.
Мазо 2020 — Мазо О. М. Ежи-оборотни в китайских текстах X–XIX вв. // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2020. № 3 (1). С. 10–26.
Ознос 2015 — Ознос Э. Века амбиций: богатство, истина и вера в новом Китае. М.: АСТ, 2015.
Старостина 2015 — Старостина А. Б. Тяжелая судьба хорька: выживание китайского фольклора после культурной революции // Антрополог глазами информанта / Информант глазами антрополога / Под ред. А. С. Архиповой, Н. Н. Рычковой. М.: Форум, 2015. С. 295–302.
Тертицкий 2006 — Тертицкий К. М. Культ лисицы в Маньчжурии (1920–1940-е годы) // Религиозный мир Китая 2005. М.: ИВКА РГГУ, 2006. С. 273–305.
Чэнь 2017 — Чэнь Канъянь. Сянган хусянь синьян яньцзю [Изучение культа лисы в Гонконге] (2017). Open Access Theses and Dissertations. 479. URL: https://repository.hkbu.edu.hk/etd_oa/479 (дата обращения: 26.04.2021). На кит. яз.
Dorfman 2002 — Dorfman D. The Spirits of Reform: THe Power of Belief in Northern China // China off Center: Mapping the Margins of the Middle Kingdom / Ed. S. D. Blum, L. M. Jensen. Honolulu: University of Hawaii Press, 2002. P. 323–340.
DuBois 2005 — DuBois T. D. The Sacred Village: Social Change and Religious Life in Rural North China. Honolulu: University of Hawaii Press, 2005.
Huntington 2003 — Huntington R. Alien Kind: Foxes and Late Imperial Chinese Narrative. Harvard: Harvard University Asia Center, 2003.
Kang 2006 — Kang Xiaofei. The Cult of the Fox: Power, Gender, and Popular Religion in Late lmperial and Modern China. N. Y.: Columbia University Press, 2006.
Penny 2008 — Penny B. Animal Spirits, Karmic Retribution, Falungong, and the State // Chinese Religiosities / Ed. M. M. Yang. Berkeley: University of California Press, 2008. P. 135–154.
Solovyova 2019 — Solovyova A. Ghostlore of Contemporary Beijing // Supernatural Cities: Enchantment, Anxiety and Spectrality. Woodbridge: Boydell Press, 2019. P. 269–289.
Старостина А. Б. Чудесный колонок в хэбэйском фольклоре // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 1. С. 69–79.