БХАВАИ (BHAVĀĪ) ГУДЖАРАТА:КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА ИНДИИ

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
Индия, Гуджарат, бхаваи, народный театр, касты, исполнительское искусство
Автор
С.И. РЫЖАКОВА
Сведения об авторе
СВЕТЛАНА ИГОРЕВНА РЫЖАКОВА
https://orcid.org/0000-0002-8707-3231
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН:
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел.: +7 (495) 938-17-47; e-mail: sryzhakova@gmail.com
Дата поступления
Дата публикации
DOI
10.26158/TK.2019.20.3.008
Благодарность

Публикация подготовлена в рамках плана научно-исследовательской работы С. И. Рыжаковой в Институте этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Ма-клая РАН. Полевые исследования проведены в 2018–2019 гг. в рамках проекта РФФИ No 18–09–00389 «Одержимость, служение, лицедейство: о границах и взаимосвязи индивидуального транса, религиозного почитания и художественного начала в индийских артистических традициях»

Аннотация

В статье представлен анализ истории, культурного контекста и со-циальных функций бхаваи — одного из традиционных театров Индии, распространен-ного в ряде районов западноиндийского штата Гуджарат. Он представляется немного-численными труппами наследственных актеров, музыкантов и танцоров сообщества таргала, чей социальный статус в кастовой иерархии характеризуется некоторой двойственностью: хотя артисты связывают свое происхождение с брахманом Асаи-той Тхакаром, жившим в XIV в., носят священный шнур и соблюдают ряд обычаев, характерных для брахманов, очевидно также и их небрахманское и даже весьма «низ-кое» социальное происхождение. Театр бхаваи был одним из важнейших культурных институтов в северных районах Гуджарата и в части Саураштры, выполнял несколько функций: развлекательную, обрядовую, дидактическую, социоинтегрирующую, был формой выражения социальной критики. В ряде мест он и поныне играет существен-ную роль в жизни деревень, хотя его популярность и распространенность ныне значительно сузились. На материале полевых этнографических исследований автора 2015, 2016 и 2018 гг. выявляются характер, цели и задачи театра бхаваи, социально-куль-турный профиль его носителей, его место в культуре и истории Гуджарата.

Список литературы

Источники и материалы

Brandon 2002 — Brandon J. Th e Cambridge guide to Asian theatre. Cambridge, 2002.Darpana 2008 — Darpana. Th e acting healthy project, viewed on 11.06.2019. URL: http://darpana.com/fi les/Acting.pdf (дата обращения: 15.06.2019).

Emigh 2002 — Emigh J. Bhavāi // South Asian folklore: An encyclopedia / Ed. by M. A. Mills, P. J. Claus, S. Diamond. New York; London, 2002. P. 63.

Kirparam 1988 — Kirparam B. Hindu castes and tribes of Gujarat. Vol. I. / Ed. by J. Campbell (Originally published in 1901 as: Gazette of the Bombay Presidency. Vol. IX. Part I: Gujarat population: Hindus). Gurgaon, 1988.

Shri Nayak 2015 — Shri Nayak Baldevbhai D. and his troupe from Kalol, Gujarat perform at the Kathakar International Storytellers Festival at the IGNCA in Delhi, 31 January 2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rFjQaylC8F8 (дата обращения: 15.06.2019).

 

Исследования

Рыжакова 2016 — Рыжакова С. И. «Песни якшей» и игры людей: социальные и культурные особенности традиции якшагана Карнатаки (Южная Индия) // Этнографическое обо-зрение. 2016. No 6. С. 136–155.

Awasthi 1984 — Awasthi S. Indian theatre // McGraw-Hill encyclopedia of world drama. Vol. 3 / Ed by S. Hochman. New York, 1984. P. 23–46.

Bharucha 1993 — Bharucha R. Theatre and the world: Performance and the politics of culture. London, 1993.

Bharucha 2002 — Bharucha R. Notes on the intervention of tradition // Th e twentieth century performance reader / Ed. by M. Huxley, N. Witts. London, 2002. P. 72–84.

Chandarvarker 1973 — Chandarvarker P. Bhavai: A type of folk drama of Gujarat // Folklore (Calcutta). 1973. No 14 (6). P. 217–223.

Desai1972 — Desai S. R. Bhavāī. A medieval form of ancient Indian dramatic art (Natya) as prevalent in Gujarat. Ahmedabad, 1972.

Dharwadker 2005 — Dharwadker A. B. Theatres of independence: Drama, theory and urban performance in India since 1947. Iowa City, 2005.

Jhala 2009 — Jhala J. The Taragada Bhavaiya contribution to the making of Hindu identity in Saurashtra // Popular culture in a globalised India / Ed. by M. Gokulsing, W. Dissanayake. Abingdon, 2009. P. 69–81.

Sheikh 2010 — Sheikh S. The lives of Bahuchara Mata // The idea of Gujarat: History, ethnography and text / Ed. by S. Edward, A. Kapadia. New Delhi, 2010. P. 84–99.

Varadpande1992 — Varadpande M. L. History of Indian theatre. Vol. 2: Loka Ranga. Panorama of Indian folk theatre. New Delhi, 1992.

Vatsyayan 1980 — VatsyayanK. Traditional Indian theatre. Multiple streams. New Delhi, 1980.Vaz 2014 — Vaz S. Cultural elites and disciplining of Bhavai // Economic and political weekly. 2014. Vol. XLIX. No 7. February 15. P. 59–66.

Walker 2016 — Walker M. India’s Kathak dance in historical perspective. New York; London, 2016

Для цитирования

Рыжакова С. И. Бхаваи (BhavāĪ) Гуджарата: культурный контекст и социальные функции традиционного театра Индии // Традиционная культура. 2019. Т. 20. No 3. С. 93–105.