Бикультурная осцилляция как форма долговременной адаптации в условиях культурного пограничья: этнографические примеры и теоретические проблемы

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
адаптация, циклические изменения, культурные границы, изменчивость, номадизм
Автор
Питер Гарднер
Благодарность

Исследование, на котором основана часть этой статьи, проводилось в период 1962—1964 гг. при финансовой поддержке Фонда Форда и в 1978 г. — благодаря гранту Американского института Индийских исследований ((American Institute of Indian Studies) и Исследовательского совета Университета МиссурИ—Колумбия. В краткой и предварительной форме некоторые из этих идей были представлены на 81—м Ежегодном собрании Американской антропологической ассоциации, а затем опубликованы [Gardner, 1983]]. Развитие наших Идей стало возможным в 1983 г. благодаря гранту  Исследовательского совета докторантуры Университета Миссури. 
Ответственность за утверждения, высказанные в этой статье, полностью лежит на авторе.

Аннотация

 Сравнение двух кочевых народов, скотоводов и собирателей, обнаруживает феномен, названный «бикультурной осцилляцией» и вызванный к жизни необходимостью приспосабливаться к среде, состоящей из нескольких различных в экологическом и социо-культурном отношении зон. Можно говорить о культурной пластичности, или гибкости, этих народов, готовых быстро менять свои жизненные стратегии в ответ на периодически сменяющие друг друга негативные и благоприятные условия окружающей обстановки. Каждый из этих народов ассоциирует свой собственный кочевой, мобильный, образ жизни с представлением о правильных, моральных, нормах, а образ жизни оседлых соседей, который эти кочевники по временам перенимают, — с представлением о нормах «разумных», или «хитроумных», как сформулировал это М. Фрейлих. Автор статьи утверждает, что комплементарность, взаимодополняемость культур кочевников и их оседлых земледельческих соседей придает и тем и другим культурам непреходящую привлекательность, что облегчает быструю смену стратегий жизнеобеспечения у исследуемых народов. Значительные различия между механизмами принятия решений, присущими каждому из двух названных кочевых народов, побуждают автора подходить к определению их социально-экономических систем — как систем особого типа — с высокой степенью абстракции. Отмечены также иные примеры потенциально схожих систем, описанные в этнографической литературе. В заключительных разделах статьи предлагается формальная теория, сопряженная с тенденцией рассматриваемых народов развивать в определенных условиях осциллирующий бикультурализм. Проводится также аналогия между быстро осциллирующими социальными системами и биологическими видами, развившими изменчивость в процессе акклиматизации.