Сорокина С. П. — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора Института мировой литературы им. А. М. Горького: 121069, Российская Федерация, г. Москва, ул. Поварская, д. 25а; тел.: +7 (495) 697 13 89, e-mail: sorokinasp@mail.ru
Экспедиции и подготовка статьи выполнены на средства гранта № 13-04-00373, выделенного РГНФ по проекту «Динамика фольклорной традиции (сравнительный анализ фольклорных традиций в «материнских» селах России, Украины и Беларуси и в селах, образованных «столыпинскими» переселенцами)» (руководитель Е. В. Миненок).
Статья посвящена новогоднему обряду-представлению «Колядные Цари» (белорус. Цары Калядны), который восстановлен в с. Семежево Копыльского р-на Минской обл. Обряд практиковался в белорусском селе до конца 60-х гг. ХХ столетия. Вследствие ряда политических установок и идеологических ограничений данное фольклорное явление было вытеснено из живого бытования, но воспоминания о нем, а также сам текст представления сохранился в памяти местных жителей вплоть да наших дней. В начале 90-х гг. усилиями исследовательницы Татьяны Кухаренок и сотрудниками семежевского Дома культуры обряд был восстановлен и в 2004 г. вошел в список мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Ежегодно вечером 13 января (в Щедрый вечер) несколько групп молодых людей наряжаются Царями и обходят дворы односельчан, показывая красочное представление, за что местные жители одаривают их традиционным способом: сладостями, вином, деньгами. В канун Старого Нового года (13 января 2015 г.) авторы статьи непосредственно принимали участие в обряде и подробно зафиксировали аудио- и видеосредствами несколько вариантов представлений, разыгранных «младшей» и «старшей» группами Колядных Царей. Анализ задокументированной версии представления, а также ряд интервью о нем, записанных от жителей с. Семежева, легли в основу данной статьи.
Белорусский вариант обряда «Колядные Цари» является одной из версий народной драмы «Царь Максимилиан» и одновременно типологически очень близок обходному обряду щедрования. В статье рассматриваются различные версии появления обряда «Колядные Цари» в с. Семежево, отличительные черты представления (в ряде других вариантов разыгрывания народной драмы «Царь Максимилиан»), состав участников, современное контекстуальное оформление данного фольклорного явления и его функциональная нагрузка.
По мнению авторов, данный обряд-представление является уникальным органическим «сплавом» одного из вариантов народной драмы и обряда обхода дворов зимнего цикла.
Богатырев 1971 — Богатырев П. Г. Народный театр чехов и словаков// Богаты рев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 11–166.
Виноградов 1905 — Виноградов Н. Н. Народная драма «Царь Максимьян и непокорный сын его Адольф» // Известия ОРЯС, 1905. Т. X. Вып. 2. С. 301–337.
Волошин 1960 — Джерела народного театру на Украiнi / ред., вступ. ст. и комент. И. О. Волошина. Киiв, 1960.
Грузинский 1898 — Грузинский А. Е. К истории народного театра // Этнографическое обозрение. 1898. Кн. XXXVIII. № 3. С. 161–168.
Ивлева 1998 — Ивлева Л. Дотеатральноигровой язык русского фольклора. СПб., 1998.
Колодзинский 1983 — Народны тэатр / сост., вступ. ст. и комент. М. А. Колодзинского. Минск, 1983.
Морозов 1998 — Морозов И. А. Женитьба добра молодца. Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы»/«женитьбы». М., 1998.
Некрылова 1992 — Некрылова А. Ф. Значение Петербурга и солдатской среды в становлении русской народной драмы // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб., 1992. С. 195–206.
Ончуков 1909 — Ончуков Н. Е. Народная драма на Севере // Известия ОРЯС. 1909. Т. XIV. Кн. 4. С. 215–239.
Савушкина 1988 — Савушкина Н. И. Русская народная драма. М., 1988.
Сорокина 2012 — Сорокина С. П. Образ доктора в ранней русской драматургии и в народной драме «Царь Максимилиан» // Традиционная культура. 2012. № 2. С. 147–156.
Сорокина 2013 — Сорокина С. П. Народная драма «Царь Максимилиан» у восточных славян (театрально-драматургическая специфика). М., 2013.
Толстой 1979 — Толстой Н. И. Элементы народного театра в южнославянской обрядности // Театральное пространство. М., 1979. С. 308–326.