https://orsid.org/0000-0003-3484-5311
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и антропологии СО РАН:
Российская Федерация, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахъяновой, д. 6;
тел.: +7 (983) 420-94-08; e-mail: barguten@mail.ru
Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект «Этнокультурная идентичность в архитектонике фольклорных и литературных текстов народов Байкальского региона», № 121031000259-6).
Согласно полевым исследованиям этнографа Б. Р. Зориктуева, о-в Ольхон для баргутов Китая считается одним из сакральных центров, наряду со священной горой Бархан-уула. Его материалы гласят, что хайларские баргуты («старые баргуты») продолжают соблюдать традиции, при которых тема возвращения на исконные земли и историческую родину (Байкальский регион) всегда присутствует. Продолжая исследования по баргутским сакральным центрам, автор вновь обращается к культовым местам о-ва Ольхон, в частности, к одному из его священных мест — мысу Бурхан. Примечательно, что после поездки в сакральный центр Утайшань (КНР, провинция Шаньси) у автора появилась возможность посетить не только священную гору Алханай, но и впервые посетить священное место для бурят — о-в Ольхон (Иркутская область). Автор считает, вслед за Г. Р. Галдановой, что «духи-хозяева» г. Алханай и о-ва Ольхон взаимосвязаны. Поэтому проведение обряда поклонения на Алханае «открыло» дорогу к главе 13 северных покровителей Ойхон баабай (хозяину Ольхона). Следовательно, целью данной работы в общем контексте стало описание структуры обряда и выявление этнокультурной связи бурят и баргутов Трансбайкалья, а также взаимосвязи с сакральными объектами о-ва Ольхон. Для характеристики современной обрядовой традиции бурят нам удалось посетить культовое место Шаманский камень (известный как мыс Бурхан) на о-ве Ольхон в начале октября 2020 г.
Источники и материалы
Балдаев — ЦВРК ИМБТ СО РАН. Фонд С. П. Балдаева. Ф. 36. Оп. 1. Д. 1081, 1091, 1105, 1115, 1145, 1163.
Бурятско-русский словарь 2010 — Шагдаров Л. Д., Черемисов К. М. Буряад-ород толи (Бурятско-русский словарь): В 2 т. Т. II. О — Я. Улан-Удэ: Республ. типогр., 2010.
ПМА 2019 — Полевые материалы автора. Городской округ Синьчжоу, провинция Шаньси, 13–16 августа 2019 г.; Восточная Монголия, Дорнодский аймак, сомон Гурбан Загал, 19–22 августа 2019 г.; Забайкальский край, Забайкальский национальный парк «Алханай», 12–15 сентября 2019 г.
ПМА 2020 — Полевые материалы автора. с. Хужир, Ольхонский р-н, Иркутская обл., 2–4 октября 2020 г.
Исследования
Базаров 2000 — Базаров Б. Д. Таинства и практика шаманизма. Кн. 2. Улан-Удэ: Республ. типогр., 2000.
Балдаев 1970 — Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят. Улан-Удэ: Республ. типогр., 1970. Галданова 1987 — Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987.
Гомбоев 2006 — Гомбоев Б. Ц. Культовые места Баргузинской долины. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2006. (Сибирь: этносы и культуры; Вып. 10).
Гомбоев 2012 — Гомбоев Б. Ц. О культовых местах баргутов Внутренней Монголии Китая (по материалам экспедиционных поездок) // Санжеевские чтения-7: [Матер. Всерос. науч. конф. (с участием зарубежных ученых), посв. 110-летию проф. Г. Д. Санжеева]. Улан-Удэ: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии, 2012. С. 152–159.
Гомбоев 2020 — Гомбоев Б. Ц. Баргутские обоо в Восточной Монголии // Этнографическое обозрение. 2020. № 5. С. 95–109.
Горюнова, Свинин 1995 — Горюнова О. И., Свинин В. В. Ольхонский район: Матер. к своду памятников истории и культуры Иркутской области. Ч. 1. Остров Ольхон. (Историко-культурное наследие Иркутской области: археология). Иркутск: Арком, 1995.
Дампилова 2020 — Дампилова Л. С. Мифологические и исторические параллели в топонимических преданиях // Миф и история в фольклоре и литературе бурят и русских Бурятии: Колл. монография / Отв. ред. Б. С. Дугаров. Иркутск: Оттиск, 2020.
Дашибалов 1995 — Дашибалов Б. Б. Археологические памятники курыкан и хори. УланУдэ: БНЦ СО РАН, 1995.
Долганов 2009 — Долганов В. А. Древние стоянки о. Ольхон (по материалам подъемных сборов 1976–2009 гг.) // Известия лаборатории древних технологий. 2009. № 1 (7). С. 198–210.
Дугаров 1991 — Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят. М.: Наука, 1991.
Жамбалова 2000 — Жамбалова С. Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX–XX вв.). Новосибирск: Наука: Сиб. изд. фирма РАН, 2000.
Зориктуев 2013 — Зориктуев Б. Р. Загадки старых баргутов Китая // Новые исследования Тувы. [Электрон. журнал]. 2013. № 3. URL: https://www.new-tuva.info/journal/ issue_19/6482-zoriktuev.html (дата обращения: 15.02.2021).
Кочевые империи 2019 — Кочевые империи Евразии: особенности исторической динамики / Отв. ред. Б. В. Базаров, Н. Н. Крадин. М.: Наука: Вост. лит., 2019.
Михайлов 1987 — Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции. Новосибирск: Наука. Сиб. отдние, 1987.
Нанзатов 2018 — Нанзатов Б. З. Иркутские буряты в XIX в: этнический состав и расселение: Монография / Отв. ред. П. Б. Коновалов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2018.
Тихонова 2020 — Тихонова Е. Л. Мифологические мотивы и образы в исторической прозе русских старожилов Бурятии // Миф и история в фольклоре и литературе бурят и русских Бурятии: Колл. монография / Отв. ред. Б. С. Дугаров. Иркутск: Оттиск, 2020.
Тубшинима 2008 — Тубшинима Г. Barүucud-un teuken irelte. История происхождения баргутов (транслитерация, перевод, примечания) / Ввод. ст. и прим. Д. Д. Нимаева, Л. Б. Бадмаевой; транслит., пер. со старомонг. Л. Б. Бадмаевой, Ю. Д. Бадмаевой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008.
Тюхтенева 1995 — Тюхтенева С. П. Шаманизм и ранние религиозные представления: К 90-летию д-ра ист. наук, проф. Л. П. Потапова: Сб. ст. М.: ИЭА РАН, 1995. (Этнологические исследования по шаманству и иным ранним верованиям и практикам; Т. 1).
Цыдендамбаева 2001 — Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные как источники по истории бурят. УланУдэ: Республ. типогр., 2001.
Гомбоев Б. Ц. Архитектоника ольхонского обряда в контексте бурятско-баргутских этнических параллелей // Традиционная культура. 2024. Т. 25. № 3. С. 111–122.